Что такое процедура чарджбэк

Думаю, многие хоть раз делали заказ на Алиэкспресс. Если товар не приходит, вы открываете спор и позже получаете деньги обратно на карту. Тут обычно проблем не возникает.

Но что если какой-то магазин или компания оказались недобросовестными и товар не прислали или не оказали услугу.

Для подобных моментов существует процедура chargeback (чарджбэк).

Чарджбэк, по-другому, «возвратный платеж», который предоставляет эмитенту способ возврата оспариваемой транзакции для карт Visa и MasterCard. Для карты МИР используется термин «диспут».

 

Основные причины, по которым делается чарджбэк:

  • приобретенный товар или оплаченная услуга не соответствуют описанию;
  • их не предоставили совсем или предоставили в неполном виде;
  • произошло двойное списание средств;
  • банкомат чужого банка не выдал деньги или выдал только часть запрошенной суммы, а деньги со счета сняли.

У каждой МПС и ПС МИР существует перечень оснований с кодами для чарджбэка.

МПС — международная платежная система

Приведу для ознакомления коды возвратов для Visa:

И для МИР:


Примеры

Есть отдельные подробные руководства у Visa и MasterCard на английском.

Вы купили товар в интернет-магазине картой Visa. Прошел срок доставки, товар не получили. Магазин не отвечает на звонки, по почте или просто сливается, давая общие ответы. Вы можете обратиться в банк, чтобы воспользоваться процедурой чарджбэка по коду 13.1.

Или, допустим, вы приобрели авиабилеты задолго до полета. Но за неделю до вылета авиакомпания уведомляет о недействительности купленных билетов. После оплаты покупки прошло уже более 120 дней. Но вы все равно можете вернуть свои средства по чарджбэку. Количество дней отсчитывается с момента уведомления о недействительности билетов.

Вы дали свою карту близкому человеку для снятия наличных. Произошла непредвиденная ситуация: банкомат выдал неполную сумму. Здесь, увы, воспользоваться данной процедурой нельзя. Операцию должен совершать владелец карты. В возврате средств вам будет отказано. В каждый банкомат встроены камеры, и банк может проверить, кто снимал наличные по времени транзакции.

Как воспользоваться процедурой чарджбэк?

Для начала стоит попробовать напрямую разобраться с продавцом, чтобы попробовать урегулировать проблему мирным путем. Если не получится, то переписка будет являться доказательством мирной попытки. Скриншоты переписки, все документы, подтверждающие покупку/оплату необходимо будет прикрепить к заявлению, которое заполняется в свободной форме с подробным описанием ситуации или на специальном бланке банка.

Ваше заявление должны зарегистрировать и объяснить, как вы сможете отслеживать запущенную процедуру. Дальше вам остается ждать решения, срок обработки зависит от кода основания.

Еще можно столкнуться с некомпетентностью сотрудников банка, которые могут просто не знать о существовании такой процедуры.

Например, когда я пыталась вернуть средства с помощью чарджбэка в Промсвязьбанк, меня переключали на трех сотрудников, которые вообще не знали слова «чарджбэк». Третьему пришлось объяснять и в итоге все равно это ничем не закончилось. Пока там решали вопрос, ьмагазину же сам решил вернуть деньги. 

У каждого банка есть свои правила по приему и оформлению процедуры чарджбэка.

В Тинькофф я просто написала запрос в чат и они сразу запустили процесс без заявлений. Однако и в этом случае магазин сам осуществил возврат. 

 

Подпишись на телеграм-канал проекта и получай посты прямо в мессенджере – Financehacks.

Кредитка “110 дней без %” от Райффайзенбанка БЕСПЛАТНО вместо 1800₽ в год. В первые 2 месяца с карты можно снимать весь кредитный лимит без комиссии и с сохранением льготного периода.

Заказать 

Тинькофф Black — 1% на всё и повышенный 3-15% в трех выбранных категориях. Спецпредложения до 30%.

Заказать 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о